Первокурсники провели первую дискуссию по приключенческому роману Вениамина Каверина «Два капитана».
Обсуждение знаменитой книги кадетами 1 учебного курса – неофитами литературного клуба Оренбургского президентского – состоялось в рамках нового литературного проекта «Проблемный вопрос», разработанного преподавателями предметно-методической кафедры русского языка и литературы Светланой Кашириной, Ольгой Конновой, Еленой Лапиной и Натальей Чеховской.
Большую помощь в реализации проекта оказала преподаватель русского языка и литературы Вероника Елусова.
«Проблемный вопрос» – проект образовательный, его цель – научить кадет не только анализировать прочитанные литературные произведения с точки зрения их идеи, но и видеть, грамотно формулировать пути решения нравственных проблем, поднятых авторами этих книг.
Ведущими литературно-философской дискуссии стали кадет 46 учебного взвода Тимофей Мокин и кадет 15 учебного взвода Кирилл Федоров.
Открылась встреча цитатой из книги советского психолога и философа Сергея Рубинштейна: «Возникновение вопросов – это первый признак начинающейся работы мысли и понимания».
С первых секунд обсуждения стало понятно, что кадеты 1 учебного курса не только роман читали, но и хорошо знакомы со всеми его персонажами – начиная от благородного и отважного Сани Григорьева и заканчивая подлецом и предателем Михаилом Ромашовым по кличке Ромашка.
Не случайно, когда собравшимся было предложено вспомнить главный жизненный принцип Саши Григорьева, поднялся лес рук, и прозвучали памятные с детства слова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»
В качестве музыкальной прелюдии к дискуссии кадеты исполнили песню на музыку Евгения Птичкина из фильма «Два капитана», слова которой отражали главную суть литературной встречи:
- В голубой океан улетаю,
- Под землею я уголь рублю,
- По дорогам опасным шагаю,
Жизнь отдам я за то, что люблю!
К проведению дискуссии кадеты подготовились основательно. Опираясь на сюжетные линии романа, каждый учебный взвод сформулировал свой проблемный вопрос.
11 учебный взвод, например, предложил обсудить, какие герои романа и в каких ситуациях проявляют смелость и трусость.
12 учебный взвод вынес на обсуждение вопрос: «Как стать целеустремленным человеком? Уроки романа».
13 учебный взвод поставил перед товарищами проблему выбора жизненного пути.
Личный состав 14 и 16 учебных взводов сделал акцент на проблеме чести и бесчестия.
А 15 учебный взвод предложил подискутировать на тему «Что значит дружба истинная и ложная?»
Эмоциональное обсуждение взаимоотношений Александра Григорьева, Кати Татариновой, Валентина Жукова, Петра Сковородникова и других героев романа «Два капитана» сопровождалось демонстрацией фрагментов одноименного фильма и сценками из романа с участием самих кадет.
- В прошлые годы на базе кафедры русского языка и литературы Первого президентского мы проводили читательские конференции, на которых сложилась группа преподавателей, занявшаяся привлечением кадет к активному чтению лучших образцов художественной литературы и анализу прочитанного, – прокомментировала состоявшуюся дискуссию преподаватель русского языка и литературы, кандидат педагогических наук Светлана Каширина. – Помимо работы в рамках литературного клуба «Диалог» мы организовывали различные «литературные посиделки», на которых кадеты не только делились мыслями и эмоциями от прочитанного, но и декламировали собственные стихи. В этом учебном году наш литературный клуб возобновил свою работу, и мы сразу решили привлечь в него кадет-первокурсников. Потому что увидели, что за время вынужденного обучения на школьном «дистанте», благодаря своим родителям они стали настоящими книгочеями. Причем книги читали хорошие, правильные. В итоге получился очень интересный, интеллектуально развитый курс. С учетом этого было принято решение провести «пробу пера», предложив парням более сложную форму приобщения к литературной классике и личностного развития.
Состоявшаяся литературно-философская дискуссия кадетам 1 учебного курса пришлась по душе. В завершение почти двухчасового обсуждения преподаватели поблагодарили юных мыслителей за их активность и сообщили, что темой следующей, ноябрьской литературной дискуссии, станет «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого.
Для подготовки к предстоящему разговору каждый из шести учебных взводов получил в подарок по экземпляру книги, подписанному педагогами.