Урок занимательной геометрии состоялся у кадет 51 взвода Оренбургского президентского училища.
На занятии его участники попробовали ответить, казалось бы, на далекие от математики вопросы: почему человек, несущий тяжелую сумку в правой руке, отклоняется влево и даже отставляет в сторону свободную руку, а при вставании из сидящего положения, придвигается на край стула? И что означают слова Архимеда «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю!»
Для ответов на эти и другие вопросы кадеты 8А класса обратились, как ни странно, к свойствам треугольника, чтобы определить в нем «замечательные точки» и определить возможность их использования в жизни.
Чертёжными инструментами на доске и в тетрадях они выполняли в этой геометрической фигуре построение биссектрис, медиан, высот и серединных перпендикуляров. Пользуясь техникой оригами, сгибанием треугольного листа бумаги отмечали точки пересечения медиан, биссектрис. В результате кадеты сделали вывод: биссектрисы, медианы, высоты, серединные перпендикуляры пересекаются в одной точке.
Но практика без теоретической основы может дать ошибочный результат. Восьмиклассники выдвинули предположение о свойствах серединного перпендикуляра и, работая в парах, оппонируя друг другу, самостоятельно выстроили математически грамотные доказательства свойств. Открытием стало, что треугольник имеет не только центр тяжести, ортоцентр, барицентр, но еще десять замечательных точек!
В результате участники урока смогли сами ответить на свои вопросы: с помощью треугольника определили, что при вставании из сидящего положения, удобнее подвинуться на край стула, потому что центр тяжести при этом будет находиться ближе к телу, а отклониться влево и отставить в сторону свободную левую руку при тяжелой ноше в правой руке необходимо, чтобы вернуть тело в положение равновесия.
Кадет Макар Коркин:
– Я думаю, что Архимед говорил не только о центре тяжести и рычагах, но и о том, что каждый должен найти внутри себя свою точку опоры, и тогда он может изменить собственный мир.